Краткая сводка
Донат
Миссия Информарус
О Проекте
По просьбам пользователей добавлены тренировочные тесты по ЕГЭ "История" (1 часть).
Приступайте к тренировкам!




ТЕСТ ЕГЭ "ИСТОРИЯ"
Информарус » Екатерина II Великая » Внутренняя политика » Реформы » Образовательная реформа
8 мин

Образование при Екатерине II

Первое торжественное собрание Академии художеств — Худ. В. И. Якоби, 1889
Первое торжественное собрание Академии художеств 7 июля 1765 года
— Худ. В. И. Якоби, 1889

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.

Причины и цели образовательной реформы

Хронология нововведений и ключевые моменты

В 1763 году Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования – эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи.

1764 – год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.
Воспитательный дом
Воспитательный дом

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин –  Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Институт благородных девиц  — Худ. С. Ф. Галактионов, 1823
Институт благородных девиц
— Худ. С. Ф. Галактионов, 1823

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств.

В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

Воспитанница института -  Н.П. Жданович за клавесином  — Худ. П. А. Фёдотов, 1849
Воспитанница института – Н.П. Жданович за клавесином
— Худ. П. А. Фёдотов, 1849

Кадетский корпус, Екатерининский дворец в Лефортово, фото 1900г
Кадетский корпус, Екатерининский дворец в Лефортово, фото 1900г
В 1766 году Екатерина II совместно с Бецким разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса». Созданный под влиянием идей таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень, устав предполагал 10-12 летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Особенность образовательного процесса, предлагаемого Бецким, заключалась в практически полной изоляции учеников от влияния внешней среды (были позволены лишь нечастые свидания с родственниками внутри образовательного учреждения).

Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах.

Согласно уставу, все предметы разделялись на четыре категории:

  • Руководствующие к познанию прочих наук (логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история)
  • Предпочтительно нужные гражданскому званию (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственная экономия)
  • Полезные (общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело и теория защитных укреплений)
  • Художества (все виды искусства – лепка, рисование, танцы, фехтование, архитектура и т.д.)
Коммерческое училище
Коммерческое училище

В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.

Еще одним известным деятелем, повлиявшим на становление российского образования, стал Федор Иванович Янкович де Мариево – сербохорватский педагог, разработавший систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи».

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание – то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе – курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия – приходские – малые – главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку – остаётся неизвестным.

Результат образовательной реформы Екатерины II Великой

  • Положено начало становления общеобразовательных учреждений
  • Введена классно-урочная система
  • Появились первые женские образовательные учреждения
  • За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили около 190 тысяч детей.

Несмотря на столь существенный вклад в пропаганду культуры и знаний, нельзя назвать образовательную политику Екатерины II до конца успешной. Даже не считая оставшегося не у дел крестьянства (до 90% населения Российской Империи), большая часть дворян пользовалась услугами индивидуальных преподавателей, приглашаемых из-за границы, либо отправляли своих детей в заграничные учебные заведения. Многие приходские школы существовали только на бумаге. Главные и малые училища находились под контролем Приказов общественного призрения – хроническая нехватка средств сказывалась на качестве методических материалов и материальной базы в целом, что снижало общий уровень подготовки как учащихся, так и преподавателей.

Кроме того, императрица не допускала посягательств на собственное понимание идей просвещения. Видный деятель, публицист и издатель большей части книг (в том числе учебников) того времени – Н. И. Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость по личному указу Екатерины II.


Оцени статью - помоги проекту:
(5 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Опубликовано: 2023-09-05
Изменено: 2023-09-05

Самый легкий способ поддержать проект - оставить ссылку!


В отличие от многих сайтов-конкурентов, мы не покупаем ссылки для продвижения. Драгоценное время нужно тратить на контент, ведь мусора и отсебятины в сети с каждым днём всё больше. Поэтому просим Тебя, посетитель, оставляй ссылки на наш проект! В рефератах и курсовых, на форумах или других сайтах, даже репост в социальную сеть здорово поможет Информарусу в борьбе с сайтами-мошенниками за внимание со стороны поисковиков!

Заранее благодарим Тебя за содействие!

Константин Чесноков

Чесноков Константин Иванович
К. И. Чесноков
Биограф, историк, публицист
Помните совет Ломоносова: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"

P.S. Найти наши статьи в Google и Яндекс легко - просто набери в конце запроса "информарус"

Страница автора
Facebook



Использование текстов размещённых на сайте информа.рус без соответствующей ссылки запрещено.
Проект сделан людьми и для людей! Администрация проекта запрещает использование данных проекта для любого типа тренировки\обучения т.н. LLM (ChatGPT, LLAMA, YandexGPT, BART и др.)

Последние публикации

PopUnder