Знатное происхождение
Сын Елизаветы Григорьевны, обсуждая продажу вышеозначенного портрета Третьяковской галерее, говорил о матери:
«Мать моя родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения».
О своём знатном происхождении Елизавета знала с детства – свидетельством тому служат её обширные имения, а также расточительный (по некоторым версиям) образ жизни. Несмотря на весьма высокое положение в обществе и открытую публичную жизнь, тайна рождения Елизаветы Григорьевны Тёмкиной так и не раскрыта.
Внебрачная дочь Екатерины II
По одной из наиболее популярных версий Елизавета является вторым незаконнорожденным ребёнком императрицы (первый – Бобринский) от одного из своих фаворитов – Светлейшего князя Потёмкина. Основным доказательством данной теории служит фамилия загадочной дамы: дети, рождённые вне брака, но признаваемые отцом, получали усечённую фамилию, таким образом «Потёмкина» превратилась в «Тёмкину».
Также в пользу данной теории свидетельствует выбор имени для девочки – Екатерина II хотела назвать свою первую дочь (умершую во младенчестве) в честь императрицы Елизаветы Петровны, но государыня распорядилась иначе и назвала младенца по своему разумению. Не исключено, что спустя годы императрица осуществила намерение и предполагаемая дочь Екатерины II и Григория Потёмкина получила имя Елизавета.
Противники родства императрицы и госпожи Тёмкиной опираются в первую очередь на возраст Екатерины II на момент предполагаемого рождения дочери. Скрыть беременность для государыни не составило бы труда – в зрелые годы императрица имела пышное сложение, а в нарядах всегда отличалась оригинальностью, потому уберечь от посторонних глаз своё положение смогла бы легко. Другое дело возраст – рождение дочери приходится на 45 лет, что даже в нынешнее время считается довольно поздним возрастом для деторождения, не говоря уже о временах правления Екатерины II. Высший свет воспринял слух о внебрачной дочери Екатерины II с сомнением и иронией: Людовик XVI высказал своё мнение публично, заявив, что императрице «добрых сорок пять» — самое время рожать детей. Примечательно, что в своём высказывании король называл Екатерину «госпожой Потёмкиной».
Дочь Светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического
Если роль Екатерины II в появлении на свет Елизаветы Григорьевны подвергается серьёзному сомнению, то отцовство князя Таврического почти неоспоримо. Несмотря на существующую версию о тайном венчании императрицы и фаворита (не даром Людовик именовал государыню Потёмкиной), отношения Екатерины II и князя Таврического были далеки от обыкновенных супружеских: оба имели сторонние любовные связи, которые даже не старались скрывать; долгое время проводили в разлуке; Григорий даже лично отбирал фаворитов для императрицы.
Потому возможность рождения дочери у Потёмкина вполне вероятна. Многие историки склоняются именно к этой версии: Елизавета Тёмкина – дочь князя Потёмкина и одной из его фавориток.
Это объясняет и получение дочерью фамилии, и богатые подарки девочке от отца, и полное игнорирование ребёнка императрицей Екатериной II.
Биография Елизаветы Тёмкиной
Предположительная внебрачная дочь Екатерины II и Григория Потёмкина родилась 13 июля 1775 года в Москве в Пречистенском дворце во время праздника в честь окончания русско-турецкой войны и заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Следует отметить, что дата предположительна, равно, как и сама история рождения. У государыни разболелся живот и случилось расстройство пищеварения, как потом было объявлено, из-за немытых фруктов. Императрица удалилась в свои покои, где провела несколько дней. Вернувшись ко двору, Екатерина «постройнела и похорошела» по воспоминаниям придворных.
Известный ученый литературовед Овсянико-Куликовский, правнук Елизаветы, писал в мемуарах, что большое семейство Калагеорги «жило дружно, весело и шумно, но вместе с тем как-то очень беспокойно, ожидая по временам всяких бед и напастей».
Судьба предполагаемой внебрачной дочери Екатерины II и князя Потёмкина сложилась вполне счастливо. В сущности, Елизавета Тёмкина прожила обычную жизнь знатной дамы того времени – богатую и безопасную. Так как возможная дочь императрицы не вела активной публичной жизни, не была деятелем политики или культуры, сведений о ней сохранилось не так много. Так судить о характере Елизаветы крайне сложно: с одной стороны, в книге «Судьба придворного художника» Чижовой, содержатся сведения о несносном и расточительном характере, Тёмкина предстаёт дамой избалованной, самоуверенной и неуправляемой, проматывающей своё состояние и более ничем не интересующейся. С другой же стороны, на основании писем самой Елизаветы можно сделать вывод, что была она женщиной скромной и доброй, заботящейся о детях и супруге.
Портрет Елизаветы Тёмкиной
Если судьба Елизаветы Тёмкиной полна «серых пятен», то история написания её портрета прозрачна и проста. Портрет заказал опекун девушки вскоре после её замужества. Писал картину давний знакомый Самойлова художник Боровиковский – он уже не раз выполнял заказы и всегда выполнял поручения в точном соответствии с указаниями.
Пожелания Самойлова относительно портрета были переданы мастеру через доверенное лицо. Согласно письму, опекун желал видеть воспитанницу так:
«Нужнее мне всего… иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой… Я хочу, чтобы списывал ее живописец Боровиковский…пускай Елизавета Григорьевна была бы написана таким образом, чтобы шея была открыта и волосы растрепанные буклями лежали на оной без порядка…».
На картине девушка приветливо улыбается художнику. Как и хотел Самойлов, шея открыта, грудь и волосы украшают жемчуга и бриллианты, тонкая золотая цепочка оттеняет дорогую алую шаль.
Тонкое белое платье открывает шею и грудь, лёгкая шаль подчёркивает тонкость рук. Девушка зарумянилась, несмотря на популярную в те времена пудру. Именно такой запомнил и изобразил Елизавету Тёмкину мастер Боровиковский. Последними «штрихами к портрету» можно считать её внешнюю схожесть с отцом, по воспоминаниям современников, а также очарование и крепкое здоровье.
Портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной хранился в семье долгое время. В 1884 году мировой судья Николай Константинович Калагеорги, приходившийся внуком госпоже Тёмкиной, задумал продать портрет Елизаветы в Третьяковскую галерею. Доподлинно не известно, что побудило родственника на такой поступок, то ли нужда, то ли гордыня. Сохранилась небольшая переписка Третьякова с внуком дочери Потёмкина. Отправляя портрет, Николай написал сопроводительное письмо:
«Имея великолепный портрет моей матери работы знаменитого Боровиковского и не желая, чтобы это изящное произведение осталось в глуши Херсонских степей, я совместно с сыном моим решились продать этот фамильный памятник и сделать его доступным, как для публики вообще, так в особенности для молодых художников и любителей живописи. Ваша галерея картин известна всем, а потому обращаюсь к вам с предложением, не угодно ли вам будет приобрести эту драгоценную вещь».
Также Калагеорги акцентировал внимание на исторической ценности портрета, ведь его бабушка Елизавета была дочерью самого Князя Таврического, и по матери имела высокое положение. Просил за портрет Николай 6 000 рублей, что, по мнению Третьякова, было ценой неоправданно завышенной.
Внук Елизаветы предпринял ещё одну попытку убедить коллекционера в ценности портрета, заявив, что историческая важность его троекратна: картину писал известный художник; на портрете изображена благородная дама; полотно изображает тип красавицы XVIII столетия, что чрезвычайно важно для истории искусств, независимо от моды современности. И эта попытка оказалась неудачной – от покупки портрета Третьяков отказался. Однако волею судьбы, портрет Тёмкиной – предполагаемой дочери императрицы Екатерины II, всё таки оказался в Третьяковской галерее.
Коллекционер из Москвы Цветков приобрёл портрет незаконнорожденной дочери Потёмкина у вдовы Николая Калагеорги в 1907 году, а в 1925 его коллекция была передана в Третьяковскую галерею.