История величайшей русской императрицы начинается в 1729 году в г. Штеттин. Родилась она под именем Софья Августа Федерика Анхальт-Цербстская. В 1744 году Елизавета Алексеевна пригласила Екатерину II в Петербург, где она приняла православие. Она не была согласна со своей судьбой, но ее воспитание и смирение взяли верх. Вскоре, великому князю Петру Ульриху сосватали юную особу в невесты. Венчание Петра III и Екатерины II состоялось в 1745 году 1 сентября.
Детство и образование
Отношения между супругами
Муж Екатерины Великой оказался к ней холоден, равнодушен и даже враждебен. К примеру, мог разбудить ее ночью, чтобы поесть устриц или рассказать о понравившейся ему даме. Петр Федорович был бестактен, не только к своей жене, но и к окружающим. Даже после появления на свет сына Павла Петровича в 1754 году, Петр остался большим ребенком. Екатерина все это время занималась саморазвитием и образованием. Еще в период правления Елизаветы, она заняла свою достойную нишу при дворе, где вскоре нашла единомышленников и приспешников. Люди видели именно в ней будущее для Российской Империи, многим были близки ее либеральные взгляды. Невнимание мужа являлось одной из причин, подтолкнувших будущую императрицу в объятия первых любовников и фаворитов.
Скоропостижное правление
Начал свое правление Петр III с уничтожения «тайной канцелярии», дал вольность дворянам в 1762 году, помиловал многих людей. Но это не расположило народ к императору. Его стремление реформировать церковь и возвращение всех отвоеванных у Пруссии земель в Семилетней войне сделали императора предметом общенародного негодования. Екатерина II воспользовалась неприязнью к своему супругу, все это время готовя переворот, ко дню которого за ее спиной была 10 тыс. армия солдат и сторонники среди дворян, в том числе — братья Орловы. Которые, пока муж Екатерины Великой был в Ораниенбауме, тайно привезли ее в Санкт-Петербург и провозгласили императрицей, а Павла I в будущем, наследником российской короны 9 июля 1762 года.
Несмотря на эту просьбу, во время своего заключения в Ропше, он погиб при невыясненных обстоятельствах, по одной из версий – от удара по голове во время попойки, по другой — был отравлен. Народу объявили, что он умер от «геморроидической колики». Это стало началом эпохи правления Екатерины II Великой.
Версии об убийстве
По одной из версий убийцей называли Алексея Орлова. Известны три письма Алексея к Екатерине из Ропши, из них два первых существуют в подлинниках.
«Урод наш очень занемог и охватила его нечаенная колика, и я опасен, штоб он сегоднишную ночь не умер, а больше опасаюсь, штоб не ожил…»
«Боюсь гнева вашего величества, штоб вы чего на нас неистоваго подумать не изволили и штоб мы не были притчиною смерти злодея вашего <…> он сам теперь так болен, што не думаю, штоб он дожил до вечера и почти совсем уже в беспамятстве, о чём и вся команда здешняя знает и молит бога, штоб он скорей с наших рук убрался. »
Из этих двух писем исследователи поняли, что отрёкшийся государь внезапно занемог. Насильно лишать его жизни гвардейцам не потребовалось ввиду скоротечности тяжёлой болезни.
В третьем письме говорится о насильственном характере смерти Петра III:
« Матушка, его нет на свете, но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя. Но, государыня, свершилась беда: мы были пьяны, и он тоже, он заспорил с князь Фёдором [Барятинским] ; не успели мы рознять, а его уже не стало.»
Третье письмо является единственным известным на сегодняшний день документальным свидетельством об убийстве низложенного императора. До нас это письмо дошло в копии, снятой Ф. В. Ростопчиным. Оригинал письма был якобы уничтожен императором Павлом I в первые дни его царствования.