Пятнадцатилетний подросток, дослужившийся до вахмистра, имел за плечами ранение и прусский плен. В период с 1769 по 1770 годы командовал полками в первой русско-турецкой войне, спалил дотла Томбасар (Дубоссары) вместе с окрестностями в радиусе пяти верст, героически оборонял реку Прут, а затем пять лет находился в турецком плену, будучи секунд-майором.
Не погиб Зорич от рук турок только потому, что назвался капитаном-пашой, что было равноценно званию генерала. В неволе Семен Гаврилович содержался до 1775 года и вернулся в Россию после обмена пленных.
При дворе
Тридцатилетний красавец, храбрый офицер и добрейший человек Семен Гаврилович, несмотря на недостаток воспитания, вызвал интерес царицы.
В автобиографии Румянцева есть такие строки:
«Возвратясь в Петербург, мы нашли Завадовского, теряющего фавор, и без того недолговременный. Зорич заступал его место. Почести, награды, богатство посыпались на него».
В 1777 году С.Г. Зорич стал флигель-адьютантом Екатерины II, спустя месяц он был уже генерал-майором и шефом Ахтырского гусарского полка. Что удивительно, невзирая на значимость и высокий статус, Зорич не кичился и не злоупотреблял своим влиянием, чем снискал благосклонность петербургского общества. Так продолжалось около года.
Падение фаворита
Отставка Зорича не походила на изгнание и сопровождалась прибавкой пенсиона, огромным денежным вознаграждением и пожалованием 7000 крестьян. В мае 1778-ого неугодный фаворит отправился в заграничное путешествие.
Шклов
По возвращении в Россию, в сентябре 1778 года, С.Г. Зорич обосновался в Шклове, полученным им в дар от Екатерины II. Там, 24 ноября (день именин императрицы), было открыто Шкловское благородное училище, основанное на средства отставного фаворита. Большим успехом пользовался и крепостной театр Зорича.
В Шклове Семен Гаврилович жил на широкую ногу, принимал у себя гостей, устраивал ярмарки, маскарады, балы, фейерверки, карусели и спектакли. Императрица Екатерина навещала бывшего любовника два раза в 1780 году, проездом в Могилев.
1-й Московский кадетский корпус
Первое время благородное училище размещалось в небольшом флигеле, около дома самого С. Г. Зорича; с увеличением числа учеников он в 1793 г. построил для него трехэтажный каменный дом на правом берегу Днепра и два деревянных флигеля для лазарета и музыкальной команды, общей стоимостью 50 тысяч рублей.
В 1781 г. С.Г. Зорич приобрел в Петербурге для своего училища библиотеку за 8000 рублей и ежегодно стал расходовать на ее пополнение более 200 рублей; для него же он в разное время закупил зоологические коллекции, физические приборы, четыре медных единорога, глобусы, карты, модели машин и другие учебные пособия. Впоследствии Семен Гаврилович передал училищу и свою богатейшую картинную галерею.
Первоначально училище разделялось на 2 кавалерийских взвода и 2 пешие роты. Первый выпуск из заведения (7 человек) состоялся в 1785г., в следующем году выпустилось 15, в 1787-м — 18 человек; на протяжении пятнадцати последующих лет (вплоть до 1800) ежегодно выпускалось в среднем чуть более 30 воспитанников. С 1785 г. многие из них при выпуске стали производиться в офицеры.
С 1778 по 1800 г. в училище получили образование 665 обучающихся, из них количество артиллерийских и армейских офицеров составило 470 человек. Они направлялись в армейские и гарнизонные полки, в артиллерию и в Черноморские батальоны.
По воспоминаниям Л.Н. Энгельгардта, выпускника 1788 г:
«многие воспитанники выносили из училища большие сведения, особенно в математике».
Воспитанник Шкловского училища А. И. Маркович (1788) стал известным ученым-артиллеристом и директором 2-го кадетского корпуса; Н. Н. Петряев (1789) издал несколько оригинальных и переводных сочинений по математике, фортификации и механике.
Немало офицеров-шкловцев отличились в русско-турецкую войну 1787-1791 гг., например Василий Людвиг (1785), Иван и Петр Каховские (1786), Кузмицкий (1786), Курош (1788); некоторые из них стали генералами.
Последние годы
Занявший трон после смерти Екатерины, Павел I вновь призвал Зорича на службу в качестве шефа Изюмского полка. Через год ему пожаловали чин генерал-лейтенанта. Но в 1797-ом Семен Гаврилович вернулся восвояси, будучи оправленным в отставку из-за путаницы в финансовых делах полка и вызывающего поведения.
Недостаток денег, пожар в училище, и отказ в возвращении в Петербург подорвали слабое здоровье Зорича и в 1799 году он скончался.
Его погребение состоялось в Шклове, вблизи Успенской церкви, с установкой мраморного креста на могиле. Однако лучшим памятником Семену Гавриловичу Зоричу называют Первый Московский кадетский корпус, сформированный из воспитанников Шкловского благородного училища.