Екатерина II Великая императрица российская 1762 - 1796
Краткая сводка
Главная > Упоминания > Образ Екатерины II в «Капитанской дочке»

Исторический роман «Капитанская дочка» был издан в конце 1836 года. Поначалу, автор был не известен, им оказался Александр Сергеевич Пушкин. История излагается из уст главного героя Петра Андреевича Гринева, где он повествует о событиях, случившихся с ним в молодости. И одним из них, стало его спасение от заключения Екатериной II Великой. Невеста Гринева, Маша Миронова не видит другого выхода, как ехать в Петербург и просить защиты у императрицы. В Царском селе Мария рано утром прогуливается в саду, где встречает незнакомую женщину и рассказывает свою историю. Незнакомкой оказывается Екатерина Великая.
По поводу коронации Екатерины II — Рокотов Ф. С. 1763 год

Автор образ Екатерины II в «Капитанской дочке» описывает, как молодую женщину 40 лет, с полным румяным лицом и голубыми глазами. Она излучала спокойствие и важность, ее улыбка притягивала и, как будто, была наделена магией. Императрица предстает простой, добродушной, понимающей женщиной, хотя это описание резко противоположное отношению Александра Сергеевича к Екатерине II. Вероятно, автор желал создать некую легенду о правительнице. Так как повествование идет от имени порядочного дворянина то, разумеется, отношение к императрице воодушевленное и верноподданное.

Пугачев и Екатерина II в «Капитанской дочке»

Суд Пугачева
Действия разворачиваются в период восстания Емельяна Пугачева. В изображении Екатерины II в «Капитанской дочке» проявляется желание автора противопоставить Емельяна Пугачева, предводителя простого народа, ей – Великой императрице. Противоречие эти двух персон прослеживается на протяжение всего романа. Милость Пугачева основана на обостренном чувстве справедливости, а «милость» императрицы выражает произвол самодержавной власти.

Автор в своем произведении противопоставляет несправедливый царский суд честному расследованию. Екатерине, в этом случае, была более выгодна невиновность Гринева, нежели наоборот. Дворяне, которые присоединялись к Пугачеву, наносили урон дворянскому классу – фундаменту ее короны. Императрица Екатерина II в повести «Капитанская дочка» изображена женщиной прозорливой и рассудительной. Узнав версию Марьи Ивановны, государыня изменила свое мнение о роли Гринева. Она благоприятно влияет на исход дела и обещает Мироновой устроить их будущее. Однако капитанская дочка и Петр не получили большого вознаграждения, причитающегося тем офицерам, что особо проявили себя во время подавления бунта. Они жили близ деревни, которая принадлежала десятку помещиков. Устами Гринева, автор описывает качество императрицы очаровывать людей и пользоваться их простотой. Екатерина Великая знала, что отец просительницы герой, и всего лишь позаботилась об осиротевшей капитанской дочке. Императрица осознавала, какое впечатление на дворянство и верноподданных произведет ее «большая» милость, в подтверждение этого автор рассказывает о письме Екатерины, которое хранится под стеклом и передается из поколения в поколение. Сцена разговора Марьи Ивановны и Екатерины Великой в саду ясно дает понять, для чего автор вводит такую встречу. Во-первых, здесь раскрывается характер капитанской дочки. Во-вторых, Маша смогла отстоять свою любовь и право на счастье.

Казнь Емельяна Пугачева

Государственная версия, искажая понятие крестьянской войны понятием местного восстания воришек, была решительно проигнорирована автором. В его повести пугачевщина была впервые верно изложена, как явление борьбы с классовым неравенством. Возможность соглашения борющихся сторон исключалась, ибо «выгоды их, – по словам Александра Сергеевича, – были слишком противоречивы». Таков окончательный итог анализа крестьянской войны 1775.

Читать подробнее о восстании Емельяна Пугачёва