Автор образ Екатерины II в «Капитанской дочке» описывает, как молодую женщину 40 лет, с полным румяным лицом и голубыми глазами. Она излучала спокойствие и важность, ее улыбка притягивала и, как будто, была наделена магией. Императрица предстает простой, добродушной, понимающей женщиной, хотя это описание резко противоположное отношению Александра Сергеевича к Екатерине II. Вероятно, автор желал создать некую легенду о правительнице. Так как повествование идет от имени порядочного дворянина то, разумеется, отношение к императрице воодушевленное и верноподданное.
Пугачев и Екатерина II в «Капитанской дочке»
Автор в своем произведении противопоставляет несправедливый царский суд честному расследованию. Екатерине, в этом случае, была более выгодна невиновность Гринева, нежели наоборот. Дворяне, которые присоединялись к Пугачеву, наносили урон дворянскому классу – фундаменту ее короны. Императрица Екатерина II в повести «Капитанская дочка» изображена женщиной прозорливой и рассудительной. Узнав версию Марьи Ивановны, государыня изменила свое мнение о роли Гринева. Она благоприятно влияет на исход дела и обещает Мироновой устроить их будущее. Однако капитанская дочка и Петр не получили большого вознаграждения, причитающегося тем офицерам, что особо проявили себя во время подавления бунта. Они жили близ деревни, которая принадлежала десятку помещиков. Устами Гринева, автор описывает качество императрицы очаровывать людей и пользоваться их простотой. Екатерина Великая знала, что отец просительницы герой, и всего лишь позаботилась об осиротевшей капитанской дочке. Императрица осознавала, какое впечатление на дворянство и верноподданных произведет ее «большая» милость, в подтверждение этого автор рассказывает о письме Екатерины, которое хранится под стеклом и передается из поколения в поколение. Сцена разговора Марьи Ивановны и Екатерины Великой в саду ясно дает понять, для чего автор вводит такую встречу. Во-первых, здесь раскрывается характер капитанской дочки. Во-вторых, Маша смогла отстоять свою любовь и право на счастье.
Государственная версия, искажая понятие крестьянской войны понятием местного восстания воришек, была решительно проигнорирована автором. В его повести пугачевщина была впервые верно изложена, как явление борьбы с классовым неравенством. Возможность соглашения борющихся сторон исключалась, ибо «выгоды их, – по словам Александра Сергеевича, – были слишком противоречивы». Таков окончательный итог анализа крестьянской войны 1775.