Екатерина II Великая императрица российская 1762 - 1796
Главная > Эпоха > Мода

Свадебное платье
Свадебное платье
Свадебное платье - другой ракурс
Свадебное платье — другой ракурс

Как водится у великих реформаторов, изменения в эпоху Екатерины II коснулись не только политики, экономики, науки, но и моды. Стиль Екатерины II можно считать демократичным, по сравнению с «тиранией моды» Елизаветы или насильственным насаждением западных костюмов Петром I. В отличие от модницы Елизаветы, предпочитавшей французскую пышность, платья Екатерины Великой имели выраженный русский колорит и заметную народную «изюминку».

За почти полвека радикальных нововведений Петра I и «модной тирании» Елизаветы, дворянство и бояре привыкли заказывать костюмы на французский или немецкий манер, а также привозить их непосредственно из Европы, подбирая модный фасон и цвет. Мужские и женские платья при Екатерине II в 60-е годы ХХ-го века стали отшиваться только в России и содержать традиционные русские элементы.

Вошедшая на престол российская императрица с немецкой кровью, считала необходимым воспитание в подданных национальной гордости и ощущения самодостаточности, в том числе с помощью моды, потому и вывела из опалы запрещённые ранее национальные мотивы костюма.

Платья Екатерины великой – мода на службе государства

Стиль при Екатерине II представлял собой симбиоз европейского фасона и национальных русских элементов. Придворным и боярам разрешалось носить уже привычные для них костюмы французского, немецкого или английского манера, екатерининская же мода водилась постепенно. С точки зрения Екатерины II, платье служило одной из форм национального самоосознания. Подтверждением тому служит наказ императрицы боярам носить одинаковый наряд, дабы продемонстрировать «единство стоящей над нацией элиты», жёнам же полагалось шить платья под стать мужьям, соответствующие их должности и положению.
Жак Вуаль. Портрет бригадира В.А.Зубова, 1791

Сравнив платья Екатерины Великой по фото картин с нарядами её предшественницы, не сложно сделать вывод о стремлении императрицы к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. К основным деталям стиля Екатерины II можно отнести короткий шлейф платья и длинные свисающие рукава. Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала указ, в соответствии с которым «ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см». В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России сформировали модную основу на много лет вперёд.

Табакерка – главный модный аксессуар во времена Екатерины II

Придворный стиль Екатерины II подразумевал наличие множества аксессуаров: некоторые закреплялись в причёсках, иные цеплялись к корсажу или поясу, но главной диковинкой была табакерка. Признаться, сей предмет имел несколько предназначений, некоторые из которых не совсем понятны современным людям. Все приёмы и балы подразумевали танцы «до упаду», которые занимали изрядную часть времени всего мероприятия. Завезённая в начале века ароматная туалетная вода более не справлялась со своей функцией, учитывая, что придворные танцы проходили в помещениях с наглухо закрытыми окнами. Потому табакерка, в коей отнюдь не всегда хранили порошок из табачных листьев, стала настоящим «спасением». Этот элемент платья времён Екатерины II иногда стоил дороже всего остального наряда и служил для привлечения внимания окружающих.

Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, потому довольно быстро получил распространение при дворе. Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которая удобно помещалась в руке, хранили диковинную вещицу при себе. Модный аксессуар служил и для определения статуса владельца – по материалу с искусности изготовления табакерки можно было судить о достатке её обладателя. Табачную коробочку делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью, особой ценностью считались табакерки с миниатюрой императрицы. Подобные экземпляры демонстрировались с особым удовольствием: владелец табакерки неспешно доставал её, подолгу вертел в руках, показывая всем желающим украшение и гравировку внутри, и только потом брал щепотку табака.

Необходимо отметить, что придворная мода и платья Екатерины Великой никоим образом не отразились на одежде простого люда: крестьяне, как и прежде, носили сарафаны, шушуны и распашные кофты.

Мужская мода

Мужские наряды, в отличие от женских платьев времён Екатерины Великой, претерпели незначительные изменения – стали изящнее и легче. Простота фасона, тем временем, с лихвой компенсировалась блеском драгоценностей. Тут «приложили руку» фавориты императрицы, склонные к расточительству и помпезной демонстрации украшений и орденов. Русский посол во Франции Куракин носил прозвище «бриллиантовый князь» в европейском обществе, прозван так был за блеск драгоценностей на платье.

К.Л.Христинек. Портрет Алексея Григорьевича Бобринского ребенком, 1769
В екатерининскую эпоху мужчины по-прежнему носили кафтаны (несколько суженного силуэта с воротником-стойкой и скошенными полами) и камзолы. К основным элементам гардероба придворного также относилась рубаха с оборками на груди, сшитая из льняной ткани или батиста, имеющая прямой разрез, жемчужные или золотые пуговицы с инкрустацией. Поверх рубахи полагался камзол, схожий по крою с кафтаном. Кюлоты (штаны) или панталоны шили из той же ткани, что и кафтан, по обыкновению, парча, шёлк или бархат. Иногда кафтан имел меховой подбой или украшался золотым шитьём, и всегда застёгивался на 2 пуговицы.

Для примера парадного мужского платья дворянина эпохи Екатерины Великой, можно рассмотреть фото портрета первого директора Академии Художеств Александра Филипповича Кокоринова. Парадный наряд был заказан по случаю вступления Кокоринова в должность и стоил годового жалования архитектора. Атласный камзол с золотым шитьём проглядывает под богатым гродетуровым кафтаном длиной до колена с соболиным подбоем.

Д.Г.Левицкий. Портрет Александра Филипповича Кокоринова, 1769

К концу века парадный мужской костюм, в угоду тогдашней французской моде, сменился фраком. Первоначально фрак имел полы разной длины, так как изначально предназначался для верховой езды. Однако в дальнейшем наряд был демилитаризован и стал предметом гардероба для торжеств и балов, потому отшивали его из бархата, шёлка или сукна, преимущественно чёрного, голубого, зелёного или фиолетового цвета.

Обувной стиль Екатерины II почти не изменился. Колодка башмака имела абсолютно прямую форму, без дифференциации для правой и левой ноги, потому разнашивать обувь приходилось самостоятельно. Толстая подошва башмака и высокий каблук затрудняли передвижение, для исправления походки многие мужчины при дворе брали уроки танцев и правильной ходьбы у иностранных преподавателей. Остальные прибегали к помощи декоративной тросточки.

Мужские платья времён Екатерины Великой пополнились и модной одеждой для дома. Заведённая Петром I мода на шлафроки (вариация домашнего халата) при императрице получила широкое распространение. Прокофий Демидов – один из самых знатных и богатых промышленников Урала, подтверждая свою славу чудака, заказал портрет в «неглиже», как говорили при российском дворе на французский манер, проще говоря – в домашнем костюме.  На Демидове шлафрок сочно-терракотового цвета, жилетка и мягкие домашние туфли. «Гвоздём» образа стал зелёный ночной колпак.
Д.Г.Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова, 1773

Женская мода

Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево.  Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское. Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов. Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.

Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.

Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776

К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.

На картине К.Л.Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.
К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е

В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796
Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.

К концу века китовый ус, из которого изготавливали каркас юбки сменился фижмой из проволоки, что позволяло дамам сжимать пышную юбку, минуя узкие дверные проёмы. Длина платья имела значение – чтоб считаться приличным и модным, наряд должен был доходить до пола, скрывая щиколотки.

Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.
Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века

Гардероб императрицы

Парадные платья Екатерины Великой отличались многообразием. Руководствуясь идеей придания наряду национального колорита, императрица отдавала предпочтение русскому стилю с самого начала своего царствования.

Любимый цвет Екатерины II – белый, потому каждое важное событие, как то окончание войны, Новый год или свадьба, императрица встречала в белом наряде с выраженным русским колоритом, тем самым, подавая пример придворным дамам. Екатерина часто дополняла наряд мехами, уделяла немалое внимание обуви и аксессуарам, однако с опаской относилась к французским «излишествам», потому избегала крупных и заметных декоративных деталей в причёске.

Мундирные платья

Эти платья Екатерины II являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.

Портрет в мундирном платье
Мундирное платье
Мундирное платье
Еще одно мундирное платье
Еще одно мундирное платье

Коронационное платье

Особого внимания заслуживает наряд императрицы в день коронации. Гладкая серебряная парча с вышитыми золотой нитью накладными орлами дополнена шёлковым подкладом из белой тафты. Корсаж с пластинами китового уса, юбка на гибких фижмах. Объемные рукава-пагода с богатым тонким кружевом и лентами.

Портрет Екатерины II в коронационном платье
Церемониальное платье Екатерины II
Церемониальное платье Екатерины II

Напоследок представим вашему вниманию еще несколько платьев того времени:

Выходное платье
Выходное платье
Парадное платье
Парадное платье