Краткая сводка
Донат
Миссия Информарус
О Проекте
По просьбам пользователей добавлены тренировочные тесты по ЕГЭ "История" (1 часть).
Приступайте к тренировкам!




ТЕСТ ЕГЭ "ИСТОРИЯ"
информа.рус » Екатерина II Великая » Внутренняя политика » Реформы » Образовательная реформа
8 мин

Образование при Екатерине II

Первое торжественное собрание Академии художеств — Худ. В. И. Якоби, 1889
Первое торжественное собрание Академии художеств 7 июля 1765 года
— Худ. В. И. Якоби, 1889

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.

Причины и цели образовательной реформы

Хронология нововведений и ключевые моменты

В 1763 году Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования – эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи.

1764 – год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.
Воспитательный дом
Воспитательный дом

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин –  Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Институт благородных девиц  — Худ. С. Ф. Галактионов, 1823
Институт благородных девиц
— Худ. С. Ф. Галактионов, 1823

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств.

В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

Воспитанница института -  Н.П. Жданович за клавесином  — Худ. П. А. Фёдотов, 1849
Воспитанница института – Н.П. Жданович за клавесином
— Худ. П. А. Фёдотов, 1849

Кадетский корпус, Екатерининский дворец в Лефортово, фото 1900г
Кадетский корпус, Екатерининский дворец в Лефортово, фото 1900г
В 1766 году Екатерина II совместно с Бецким разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса». Созданный под влиянием идей таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень, устав предполагал 10-12 летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Особенность образовательного процесса, предлагаемого Бецким, заключалась в практически полной изоляции учеников от влияния внешней среды (были позволены лишь нечастые свидания с родственниками внутри образовательного учреждения).

Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах.

Согласно уставу, все предметы разделялись на четыре категории:

  • Руководствующие к познанию прочих наук (логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история)
  • Предпочтительно нужные гражданскому званию (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственная экономия)
  • Полезные (общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело и теория защитных укреплений)
  • Художества (все виды искусства – лепка, рисование, танцы, фехтование, архитектура и т.д.)
Коммерческое училище
Коммерческое училище

В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.

Еще одним известным деятелем, повлиявшим на становление российского образования, стал Федор Иванович Янкович де Мариево – сербохорватский педагог, разработавший систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи».

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание – то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе – курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия – приходские – малые – главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку – остаётся неизвестным.

Результат образовательной реформы Екатерины II Великой

  • Положено начало становления общеобразовательных учреждений
  • Введена классно-урочная система
  • Появились первые женские образовательные учреждения
  • За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили около 190 тысяч детей.

Несмотря на столь существенный вклад в пропаганду культуры и знаний, нельзя назвать образовательную политику Екатерины II до конца успешной. Даже не считая оставшегося не у дел крестьянства (до 90% населения Российской Империи), большая часть дворян пользовалась услугами индивидуальных преподавателей, приглашаемых из-за границы, либо отправляли своих детей в заграничные учебные заведения. Многие приходские школы существовали только на бумаге. Главные и малые училища находились под контролем Приказов общественного призрения – хроническая нехватка средств сказывалась на качестве методических материалов и материальной базы в целом, что снижало общий уровень подготовки как учащихся, так и преподавателей.

Кроме того, императрица не допускала посягательств на собственное понимание идей просвещения. Видный деятель, публицист и издатель большей части книг (в том числе учебников) того времени – Н. И. Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость по личному указу Екатерины II.


Оцени статью - помоги проекту:
(5 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Опубликовано: 2023-09-05
Изменено: 2023-09-05

Самый легкий способ поддержать проект - оставить ссылку!


В отличие от многих сайтов-конкурентов, мы не покупаем ссылки для продвижения. Драгоценное время нужно тратить на контент, ведь мусора и отсебятины в сети с каждым днём всё больше. Поэтому просим Тебя, посетитель, оставляй ссылки на наш проект! В рефератах и курсовых, на форумах или других сайтах, даже репост в социальную сеть здорово поможет Информарусу в борьбе с сайтами-мошенниками за внимание со стороны поисковиков!

Заранее благодарим Тебя за содействие!

Константин Чесноков

Чесноков Константин Иванович
К. И. Чесноков
Биограф, историк, публицист
Помните совет Ломоносова: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"

P.S. Найти наши статьи в Google и Яндекс легко - просто набери в конце запроса "информарус"

Страница автора
Facebook



Использование текстов размещённых на сайте информа.рус без соответствующей ссылки запрещено.
Также запрещено использование данных проекта для любого типа тренировки\обучения т.н. LLM (ChatGPT, LLAMA, YandexGPT, BART и др.)

Последние публикации

PopUnder